Финансы — Первый вопрос – почему вы работали внештатным советником?
— Когда меня приглашали консультировать по вопросам таможни, считались прежде
Новости | Бизнес | Финансы | Экономика | et cetera
ПН, 26 Июня 2017
О проекте | RSS | Карта сайта | Контакты
Курсы валют
  Прод. Пок. НБУ
USD26.17525.9526.031
EUR29.4428.7529.085
RUB0.4770.3150.436
Loading...
Архив
Курсы валют
Главная Финансы

Геннадий Романенко: Реформы в ГФС встретили колоссальное сопротивление

16.09.15
Геннадий Романенко: Реформы в ГФС встретили колоссальное сопротивление

— Первый вопрос – почему вы работали внештатным советником?

— Когда меня приглашали консультировать по вопросам таможни, считались прежде всего с моим опытом. Четыре месяца назад меня пригласили с целью помочь разобраться в ситуации, сложившейся на таможне. Я помог, чем смог, и сейчас уже не являюсь внештатным советником, моя задача выполнена. В таможенных органах я с 1997 года, где прошел путь от рядового инспектора до начальника нескольких крупных таможен. За свою профессиональную карьеру работал в 8-ми ключевых регионах страны до 2014 года. Поэтому знаком со спецификой работы всей таможенной системы Украины. Меня приглашали для выполнения конкретной задачи – помочь распутать контрабандные схемы, которые сложились на таможне до назначения нового главы ГФС. 

— И какой результат?

— Моя функция, как эксперта, заключалась в консультациях и предложениях. Главная задача, которая стояла перед ведомством и которую решала новая команда – стабилизировать ситуацию на таможенном направлении. Я считаю, что им это удалось сделать, невзирая на полное бездействия господина Ликарчука, который отвечал за это направление.

— А почему ее нужно было стабилизировать? Она была в кризисе?

— Да, ситуация была критической. В каждом регионе шли свои процессы, на которые у государства по разным причинам не было возможности эффективно влиять. То есть мы видели потерю управления процессами на местах.

— То есть фактически существовали удельные княжества?

— Можно сказать и так. И многих это устраивало. Но так не должно быть. Потому что в этой ситуации как раз и возникают различные контрабандные схемы. Конечно, кому-то на региональном уровне это удобно. Таможенная и налоговая служба должны быть единой структурой, которая работает под единым центральным управлением, по крайней мере на этом этапе развития нашего государства. Должна быть четкая вертикаль. Обеспечить эффективное и стабильное наполнение государственного бюджета при других вариантах невозможно. Их просто не существует.

— Эти региональные князья достаточно богаты и влиятельны. Они так просто отказались от своих возможностей в пользу государства?

— Совсем не просто. Сопротивление было сумасшедшим, оно и сейчас есть. Люди не хотят терять регионального влияния на таможню, они идут на все, чтобы сохранить прежние правила игры, которые обогащают только этих местных князьков, а не идут на пользу украинскому народу. К сожалению, с помощью киевских покровителей они били везде, где могли, в том числе и в СМИ. Но не ругают и не пытаются очернить только того, кто ничего не делает и никому не мешает. Так что можно считать это критерием и оценкой работы.

— Если мы говорим о критике, то 7 сентября уволили заместителя главы ГФС Ликарчука, и он сразу начал активно разоблачать работу службы. Почему его вообще уволили?

— Это решение Кабинета министров, поэтому с моей стороны не совсем корректно его комментировать. Но господин Ликарчук был и продолжает оставаться очень далеким от понимания работы той же таможни. На этой должности это был случайный человек, который на своем увольнении, в том числе фейковыми разоблачениями, пытается заработать хотя бы политических дивидендов. Манипулирует вырванными из контекста цифрами, подменяет понятия и т.д. При этом, постоянно слышим жалобы, что ему кто-то и что-то мешал мешает, начиная от Романенко заканчивая МВФ. Я еще скажу по-другому: если бы этого человека на этой должности не было вообще, то результаты работы ведомства за эти 4 месяца были бы в разы лучше. Эту должность должен занять профессиональный и честный таможенник. Дважды этот пост занимали не кадровые таможенники, и дважды это заканчивалось фиаско.

— Он настаивал на разделении налоговой и таможни, в этом есть смысл?

— Я против разделения. Это должна быть единая структура.

Таможенная и налоговая службы должны совместно решать фискальные задачи. Приведу пример – до сих пор существует практика отдельной регистрации бизнеса в налоговой и аккредитации на таможне. Разве это правильно? Нужно ликвидировать эти лишние сложности для предпринимателей. На региональном уровне эти структуры до сих пор разделены. Я считаю, что это неправильно. Совместная работа налоговой и таможенной структур в фискальном сегменте на региональном уровне быстро даст положительный результат, как для государства, так и для бизнеса. Позволит покончить с махинациями при декларировании стоимости товаров, так как будет видна вся коммерческая цепочка перемещения товаров от пересечения границы и до чека при продаже. Не уплатил при растаможке – уплатишь при продаже путем уплаты налога на прибыль. Посмотрите, кто против этого процесса? 99% тех, кто возражает, представляют так называемые фирмы однодневки, которые создаются чтобы пропустить через себя импортный товар по различным «противозаконным схемам», когда товар, прежде чем попасть к покупателю, проходит через так называемые налоговые ямы, при этом, сами фирмы оформляют на лиц без постоянного места жительства, с которых и спросить нечего. Те же, кто работает честно, те объединение поддерживают. Но нужно учитывать, что таможенники в пунктах пропусках через границу выполняют, в том числе, и другие очень важные для государства функции. И этому сегменту работы таможни нужно уделить особое внимание. Также нужно оставить все таможенные атрибуты, отдельный профсоюз, целесообразно возобновить профессиональный праздник — День таможенной службы Украины.

Борьба со схемами идет очень жесткая, просто очень редко процесс выходит в информационное пространство. Но иногда ликвидация контрабандной цепочки приводит к серьезным конфликтам – как это было в Закарпатье. Все увидели только финал конфликта, а предысторию мало кто знает.

— Что является главным фактором для организации качественной работы таможенной службы?

— То же, что и для любой другой службы. Но в таможне исключительная – особая роль человеческого фактора. Тут больше полномочий и выше ответственность за принятие решений. Нужны грамотные, ответственные люди, для которых совесть — не просто слово. Если проблема с кадрами, самые лучшие законы не помогут – их будут обходить и нарушать. Главный вопрос – вопрос силы воли и совести. Поменяли кадры и различные схемы, которые работали, сейчас работать перестали. Многое можно остановить волевым решением. Профессионализм и ответственность – вот ключевые качества, которые необходимы для успешной работы.

Поэтому реформировать ГФС в таможенной части на данном этапе нужно, опираясь на действующих порядочных и профессиональных таможенников, невзирая на ярлыки, которые на них начинают вешать сразу после назначения на должность. Потому что часто получается так, что до назначения никто не знал о человеке, а на следующий день про него пишут массу разных обвинений.

Бывает, что у отдельных персонажей демагогия просто зашкаливает – одни присвоили себе право, никогда не видя человека, давать ему оценку исходя из анекдотов, подслушанных на базаре, другие найдя, простите, в мусорке какие-то бумажки подают их как чьё-то особое мнение. Это тоже форма сопротивления системы реформам.

Вместе с тем, параллельно готовить новых таможенных специалистов и управленцев, но необходимо, учитывая, что только целый год идет на подготовку рядового инспектора с высшим образованием, это будет не быстрый процесс. Это как в медицине нельзя прийти без соответствующей подготовки и сделать операцию, пусть и с помощью суперкомпьютера. Или захотите Вы чтобы Вас оперировал врач из 4х месячным опытом роботы? Конечно нет. Поэтому и не следует над таможней проводить необдуманные эксперименты.

— Много говорили о создании единых пунктов пропуска, на которых совместно работают украинские и иностранные таможенники и пограничники. Как идет этот процесс?

— Для этого нужен межгосударственный договор. Насколько я знаю, работа в этом направлении активно ведется. Хотелось бы, чтобы эта работа была завершена как можно быстрее, и вся западная граница, в основном это страны Евросоюза, получила совместные пункты пропуска. В большинстве случаев партнеры поддерживают это, но каждый случай индивидуален. Нужно проводить переговоры и принимать решения. Это эффективно в борьбе с контрабандой, в борьбе с коррупционными схемами и это будет очень удобно для граждан, которые пересекают границу.

— Что сегодня в основном ввозят и вывозят из Украины незаконным путем, скрывая от контроля?

— Один из самых распространенных видов контрабанды сегодня – подакцизные товары, например сигареты. У нас пачка стоит меньше одного евро, а в Италии пять евро. То есть, даже продавая по три евро за пачку, эти люди получают громадную прибыль. И, чтобы не платить пошлину за ввоз, ищут обходные пути. У нас сейчас нет уголовной ответственности за контрабанду подакцизных товаров, и я считаю, что ее стоит вернуть. К нам под видом других более дешёвых товаров пытаются провезти обувь, одежду и другие товары.

— Ваши оппоненты часто заявляют, что вы попадаете под люстрацию. Как вы это прокомментируете?

— Что касается меня, то я уволился из таможенных органов по собственному желанию и не являюсь люстрированным чиновником. Но в целом даже в случае люстрации, это не лишает любого человека его конституционных прав, не запрещает заниматься общественной работой, политической деятельностью, консультировать, помогать, заходить в помещения органов государственной власти. Люстрация — это не запрет служить и быть полезным своей стране и своему народу.

Источник: АПОСТРОФ



Версия для печати | Отправить ссылку | Добавить в закладки
Оцените статью
Рейтинг: 5 из 5
Всего проголосовало 1
Кирилл Яворский 17.09.2015 13:34
Ну вот вам и реальные схемы: "99% тех, кто возражает, представляют так называемые фирмы однодневки, которые создаются чтобы пропустить через себя импортный товар по различным «противозаконным схемам», когда товар, прежде чем попасть к покупателю, проходит через так называемые налоговые ямы, при этом, сами фирмы оформляют на лиц без постоянного места жительства, с которых и спросить нечего" Романенко вскрыл гнойник, а Ликарчук жук навозник, ему бы остаться в этой системе, ан нет выгнали, а теперь везде строит из себя борца...
Галина 17.09.2015 12:22
Ликарчука кстати уволили в связи с несоответствием должности, судя по формулировке Кабмина. Теперь понятно, почему он тормозил реформы, именно он хотел сохранить старые схемы, а когда не получилось и со стыдом пришлось встать с кресла - превратился в грозного разоблачителя. Почему раньше молчал, спрашивается? Был зам главы ГФС, а на самом деле - не пришей кобыле хвост. Действительно, если б его не было, может быть и реформы б скорее пошли бы
Галина 17.09.2015 12:22
Ликарчука кстати уволили в связи с несоответствием должности, судя по формулировке Кабмина. Теперь понятно, почему он тормозил реформы, именно он хотел сохранить старые схемы, а когда не получилось и со стыдом пришлось встать с кресла - превратился в грозного разоблачителя. Почему раньше молчал, спрашивается? Был зам главы ГФС, а на самом деле - не пришей кобыле хвост. Действительно, если б его не было, может быть и реформы б скорее пошли бы
Другие статьи раздела
30.11.2015
29.10.2015
24.10.2015
20.10.2015
Лента новостей
26.06.17 17:23
26.06.17 16:28
26.06.17 16:15
26.06.17 15:39
26.06.17 15:24
Цитаты
«Каждый слышит лишь то, что понимает».
Иоганн Вольфганг Гёте
2007-2011 © Украинский бизнес портал. Все права защищены и охраняются законом. Редакция может не разделять точку зрения авторов статей и не несет ответственности за содержание комментариев.
При использовании материалов сайта ссылка на “Украинский бизнес портал” обязательна, для интернет-изданий – гиперссылка (ubp.com.ua).
 
Проекты холдинга «Media Invest Group»
Реклама